Если подумать о генеалогиях каждого из нас, если посмотреть на дерево жизни собственного рода, то первое, что бросается в глаза, — то, насколько хрупка жизнь, насколько маловероятно появление каждого из нас. Ведь если бы когда-то в глубине веков не встретились и не полюбили бы друг друга два каких-то человека, о которых мы чаще всего знаем лишь то, что они были и встретились, — нас не было бы. Это великая нить жизни, нить, которая протянута через всё человечество, нить чрезвычайно хрупкая, но связывающая всё человечество в единое целое. Именно об этом говорит Евангелие, которое читается Церковью в этот день: мы все вместе представляем единое целое, мы все произошли от Адама, и рождающийся Младенец приходит в мир для каждого из нас и всех вместе.

Четырнадцать поколений от Авраама до царя Давида, четырнадцать поколений от Давида до Вавилонского плена, четырнадцать поколений от изгнания в Вавилон до пришествия Спасителя мира. Люди, перечисленные в родословной Христа, далеко не все были святыми, даже не все из них были иудеями, но некоторые из них были святыми и героями. То есть Господь происходит не от рода безупречных людей, которых, пожалуй, и вовсе не бывает. Он рождается из рода обычных людей, грешников и святых, злодеев и героев, из всего того, что было присуще этому человечеству после грехопадения. Он рождается хрупким младенцем в Вифлеемской пещере, чтобы спасти грешных людей, живших прежде и грядущих жить после Него.

Всё это говорит нам о том, что жизнь не может быть безупречной. Даже жизнь верующих людей. Стремление во что бы то ни стало, любой ценой, пусть и ценой обмана, сохранить чистоту во всём часто переходит в лицемерие, притворство, желание выглядеть праведным на людях. Но Господь не гнушается родиться в поколении тех людей, в жизнях которых было всякое, было и совсем неприглядное. Потому что Божественная любовь преображает всё, она способна преобразить и изменить даже прошлое. Ведь именно ради искупления греха прошлого и приходит в мир Бог.

Митрополит Амвросий




Source