
На что же стоит обратить особое внимание в дни празднования Воскресения Христова? Как сохранить пасхальную радость, не растерять ее?
Православные христиане празднуют Пасху не один, а целых 40 дней. Этот период – своеобразный «брат-близнец» 40-дневного Великого поста. Но если суть поста – покаяние, внутренняя работа над собой – всем ясна, то для чего нам даны эти особые дни радости, как их правильно употребить?
На что же стоит обратить особое внимание в дни празднования Воскресения Христова? Как сохранить пасхальную радость, не растерять ее? Что вообще такое духовная радость, должна ли она сочетаться с покаянием, или это вещи противоположные? Как отличить радость духа от обычных положительных эмоций?

Наши литургические праздники являются не просто датами, они отображают события священной истории. Насколько это возможно, мы пытаемся не просто вспомнить, но и повторить, пережить те события священной истории, которые переживали апостолы. Христос являлся ученикам в течение 40 дней. Это был особый период их жизни – еще до сошествия Святого Духа – когда они общались со Христом, и Он убеждал их в истинности Воскресения.
Мы с вами не просто встретили Пасху. Мы празднуем ее 40
дней, пытаясь прожить со Христом эти дни, как когда-то апостолы. И как им Господь открывал тайны Царствия Божия, и они убеждались в истинности Его воскресения – так и нам даны эти дни, чтобы
глубже проникнуть в свою веру, лучше осознать смысл воскресения Христова.
Это период особенный. И радостный. И в то же время это период углубленного духовного делания, как и Великий Пост.

Мы говорим, что Великий Пост нужно провести духовно сосредоточенно. Пост – это время сосредоточенного покаяния и сокрушения. Пасхальный период по напряжению такой же, но в нем превалирует радость. Не такое пристальное внимание к своим грехам, но больше внимания ко Господу. Можно так сказать: в пост мы думали больше о себе (в покаянном плане), а в 40-дневный пасхальный период – больше думаем о Боге, о вере, о богословии.
Что такое духовная радость для христианина? Когда душа человека здорова и свободна от страстей. В первую очередь, от страсти уныния, печали, гнева. Тогда не нужно, чтобы что-то специально веселило. Просто хорошо от самого факта, что ты живешь. Когда же человек впадает в страстные состояния, это влечет за собой внутреннее огрубление, потерю духовного настроя. У него появляется потребность возбуждать в себе радость развлечениями, увлечениями.

Христианская радость – это здоровое состояние души. Оно
не связано с нервным возбуждением, экзальтацией. Это такое состояние, когда человек успокоен в Боге, он ничего не страшится. Если в этот период возникают скорби – он переживает их спокойнее, с
надеждой, что Господь поможет. Это состояние, которому трудно дать определение. Но мы знаем, что христианская радость, во-первых, связана со свободой от страстей. Во-вторых, она такова, что
человеку не хочется грешить в этом состоянии. А греховные «радости» воспринимаются, как уничтожение этой духовной радости
Духовную радость не нужно в себе специально возбуждать. Она будет, если человек ведет правильную духовную жизнь. Также мы знаем из духовной практики, что духовная радость – это обратная
сторона покаяния в грехах. Когда мы исповедуемся, то получаем очищение от грехов, и в душе водворяется радость и спокойствие. Это непостижимо для нас. Вроде бы человек идет говорить о плохом, о
том, что он такой-сякой. Но почему-то обратная сторона этого, когда человек искренне покаялся – радость и спокойствие. Это парадокс духовной жизни, который рационально невозможно объяснить,
потому что это действие благодати Божией. И наоборот. Если человек не кается пред Господом и болезненно склонен к мирским развлечениям, обратной стороной этого часто бывает печаль и уныние. И
такому человеку всегда требуется всё новая порция развлечений.

Духовная радость дает силы прощать врагов. Чтобы понять, духовная ли у тебя радость или мирская – вспомни о своих обидчиках. Если ты готов их простить – значит, радость твоя духовная. А если воспоминание об обидчиках тут же перечеркнуло тебе всю радость, залило душу злобой – значит, она не была духовной.
Можешь определить характер своей радости по плодам – к чему тебя тянет. Тянет на радостях пойти набедокурить – значит, это не божественная радость. Тянет пойти в храм помолиться – значит, это духовная радость.
Надо хранить совесть чистой от грехов. Если они бывают – каяться в них. И тогда эта радость не убудет. Спокойствие совести порождает духовную радость. Понятно, что радость – это активное чувство, оно сопряжено с эмоциями. В человеке по-другому не может быть. Все, что у нас происходит в душе – отражается на теле. Поэтому радость духовная может соединяться с эмоциональной радостью, одно никоим образом не противоречит другому.
Протоиерей Андрей Рахновский