Страстная седмица

Вот и наступила Страстная седмица, которая как огненная река, течет, жгучим огнем попаляя все: изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение, – нет ей перерыва. Медленный и плачущий перезвон колоколов звучит, как зов с неба, как голос совести, уходящий в сердце… В траурных ризах духовенство, плачут звуки хора.

 

Вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя.

И стоит над миром знамение – пронзенный на Кресте Христос, и льющаяся из язв Его кровь своим составом входит в тела верующих: чудное обожествление.

В эти дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться, многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?…

 

Но вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, – как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних, Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, женщины-мироносицы, Никодим, Иосиф Аримафейский, даже в те минуты, когда страх побеждал, и они старались спрятаться от гнева народного…

Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

 

И вот, когда вспоминаешь это, – разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? То, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь. Именно поэтому, мы будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют.

Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать и самые события – потому что это события, а не воспоминание – пусть нас ломают телом и душой, поэтому прибывая в храме, мы видимо идем за Господом. «Пройдите сие мысленно и живее воспроизведите в себе и так преискренне войдите в сострадание, что как бы вы сами страдали и принимали раны. И будете подобиться женам, которые, идя вслед Господа, несшего Крест, проливали слезы» (свтл.Ф. Затворник).

 

И думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, и тогда ночью мы услышим весть о Воскресении…

 Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. А сейчас первым трем дням седмицы Святая Церковь придает Богослужению характер печали и сокрушения о нашей греховности.

 

Для большинства людей, слабо знакомых с церковной жизнью, все семь недель, предшествующие Пасхе, воспринимаются как нечто нерасчлененное. С точки же зрения церковного человека, первые 40 дней, называемые четыредесятницей, по своей сути – приготовление к Страстной седмице и следующей за ней Пасхой. Это – время покаянных аскетических усилий человека, его осознания себя перед Богом и собственной совестью. Страстные же дни посвящены уже не только личному покаянию, но и воспоминанию того, что делал Господь наш Иисус Христос в последние дни своей земной жизни, вершиной которых были Великий четверг – установление таинства Евхаристии (вспомним «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи) и Жертва за весь человеческий род на горе Голгофе через Крестные страдания и смерть – в день Великой пятницы.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. Все Четвероевангелие прочитывается в 9 чтениях: в понедельник Евангелие от Матфея и половина от Марка; во вторник другая половина от Марка и две трети от Луки: а в среду остальное от Луки и Иоанна до половины XII главы.

Непременно должно читать определенные главы из Евангелия дома и для себя, и для других (можно найти в церковном календаре). При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами.

Уже в четверг начнется чтение Страстей Христовых и необходимо благоговейное размышление о Его страданиях.

 

 

Без этого размышления мало плодов принесет и присутствие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве.

И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? После всего этого совесть сама уже даст ответ…

preobrazhenie