Великий пост – время, когда можно изменить себя

Обычно даже невоцерковленные люди знают, когда у православных христиан наступает самый строгий и продолжительный из постов – Великий.

 

О  подлинном смысле поста многие даже не догадываются. Хотя кто-то охотно приобщается к временному воздержанию в пище, полагая, что таким образом он уже выполняет свой христианский долг. Но так ли это на самом деле? 

Великий пост – это особый период в жизни Церкви, который предваряет праздник Светлого Христова Воскресения. Это время, когда меняется богослужебная жизнь, и вслед за ней меняется и наполнение повседневной жизни христиан – людей, для которых Церковь является частью их бытия. Главным наполнением жизни становится покаяние. Для христианина это слово имеет совершенно особый смысл. В греческом языке «покаяние» означает «перемену ума». Под этим подразумевается перемена всего человека – образа его жизни, действий, слов, мыслей. Человек должен осознать собственную неправду перед Богом и перед людьми.

Если одним словом описать современного человека, среднестатистического представителя западноевропейской культуры, то можно сказать, что это самоуверенный человек. Он считает, что может справиться почти с любой задачей. А христианин – это человек, который понимает, что его собственные силы ограничены, что из-за своих грехов и несовершенства он погибает, иногда в буквальном смысле слова. Но главное – гибнет его душа, которая, приземляясь, общается только с материальным, земным и теряет связь с Богом. Это ощущение собственной погибели приводит человека к очень простой мысли: если я гибну, значит, я нуждаюсь в спасении, а спасти меня может только Господь. И если человек ощутит нужду в Спасителе, он начнет искать Бога. А Бог, прежде всего, ищется в молитве. Молитва помогает узнавать Бога. И наивысшая точка этого познания концентрируется в факте Христова Воскресения, когда Бог открывает нам новую перспективу жизни, в которой нет смерти.

Человек не может постоянно находиться в состоянии напряжения воли и всех своих сил, физических и духовных. Нас всегда тянет расслабиться: успокоить свои нервы, плоть, полежать, посидеть, покурить, пообщаться в баре с друзьями. Но когда приходит время подумать о том, что что-то в своей жизни надо исправить, человек начинает напрягаться. Он находится в таком состоянии минуту, час, день, неделю, месяц, а потом силы снова кончаются. Учитывая нашу человеческую немощь, Церковь и выделила особое время, когда человек может достигнуть каких-то духовных высот. А потом какое-то время – жить воспоминаниями о том, как он приблизился к Богу и как ему было в это время хорошо. У христиан, для которых Великий пост  уже не первый в жизни, так и получается.

 

 Многие люди убеждены в том, что, ограничив себя в привычных продуктах на определенный период времени, они уже тем самым очищают свою душу и начинают жить по законам Церкви. 

 На самом деле трагедия нашей церковной жизни – и даже не столько церковной, сколько общественной, в том, что для абсолютного большинства людей пост заключается исключительно в ограничении пищи, ее качества и количества. Это стереотип, с которым справиться трудно.

Очень часто даже можно услышать, как Церковь упрекают в том, что она заставляет людей поститься. Но никто никого не заставляет. Более того, в течение вот уже многих лет священники в один голос твердят, что пост кулинарный ни в коем случае не является целью, он всего лишь средство. А цель – это пост чувств, душевных переживаний человека. Если ты не кушаешь мяса, но без меры смотришь телевизор, что является праздным времяпрепровождением, то твое воздержание в пище бессмысленно.

 

 

Ведь зачем человек постится телесно? Чтобы высвободить силы для работы духа. Смысл поста в том, что, ограничивая, утруждая свою плоть, человек дает возможность работать своему духу, направляя все силы к Богу. Он ходит в храм, молится, внимательно следит за самим собою, своей внутренней жизнью, удаляется от бесполезных вещей и бессмысленного времяпрепровождения, творит добрые дела. Человек, начинающий жить по принципам самоограничения, на самом деле расцветает, у него появляются силы. Мы все жалуемся на нехватку времени. Но, если мы удаляемся от тех занятий, которые нам, в общем-то, не нужны, у нас высвобождается огромное количество времени.

 Какие продуктовые запреты накладывает Великий пост?

 

– Есть такое понятие как церковный устав. Церковь, как любящая мать, устанавливает своим чадам определенные правила. Они придуманы людьми боговдохновенными, гораздо более умными и опытными, чем мы. Эти правила просты. Что касается поста, то  ограничение в мясной, молочной пище и любой пище животного происхождения. Отчасти это связано с древним преданием о том, что первоначально в Эдемском саду Адам питался только растительной пищей.

Церковь – Мать для своих верующих. А мать никогда не сделает больно своему чаду. Если чадо немощное, слабое, тогда мать создает ему особые условия. Если у человека больной желудок, если он находится в состоянии немощи, а беременность, например, – это тоже немощь, то такому человеку кулинарный пост не нужен: его плоть и без того утеснена.

Поскольку пост выходит из недр Церкви, самостоятельно впервые начать поститься человеку будет весьма сложно. Если кто-то решил придерживаться поста впервые, ему надо прийти в храм и сказать священнику: «Отче, я решил в первый раз попоститься, благословите меня, подскажите, как мне это сделать».

О  других аспектах поста можно сказать словами апостола Павла: человек старается «отгребаться от всего злого». Это в силах делать любой человек. Уметь отсечь от себя грех – это то, к чему нас призывает Церковь, особенно в течение поста.

Пост – это, прежде всего, радость богослужения. Чтобы понять, что это такое, нужно начать ходить в храм. Постовое богослужение никого не может оставить равнодушным. В нем близость Бога к человеку проявляется наиболее ярко. И это ощущение близости Бога является основным содержанием  Великого  поста.

 

 

Иеромонах Дорофей (Баранов)