Покаяние— есть Таинство, в котором христианин, при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение г

«Авва Пимен сказал брату, впавшему в грех

и хотевшему приносить покаяние в течение продолжительного времени

(трех лет, или одного года, или сорока дней), что Бог примет и в три

дня покаяние, если оно будет искренним. Брат спрашивал авву Пимена:

«Я сделал великий грех и хочу каяться три года».

«Много», — говорит ему авва Пимен. «Или один год», — говорил брат.

 «И то много», — сказал опять старец. Бывшие у старца спросили,

не довольно ли сорока дней. «И этого много, — сказал старец. —

Если человек покается от всего сердца и более

уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог».

 (Древний патерик. 1914. С. 30. № 10.)


Покаяние— есть Таинство, в котором христианин, при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов. (Православный Катехизис)

Таким образом, для совершения Таинства нужны два действия: 

1) раскаяние и Исповедь и 

2) прощение и разрешение грехов священнослужителем, имеющим от Бога власть прощать грехи.

Исповедь (Покаяние) - это примирение с Богом, когда мы как бы говорим Ему: «Господи, я пришел открыться перед Тобой, сказать Тебе о всем темном, нечистом, мрачном, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить».

Само перечисление вслух (а именно это и означает славянское слово «исповедь») своих духовных болезней и падении перед духовником имеет большую пользу, ведь в нем преодолеваются гордыня и уныние от сознания безнадежности своего исправления.

Однако значение покаяния не в признании себя грешником, это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни. По словам св.Василия Великого, «не тот исповедует грех свой, кто сказал:«согрешил я», и потом остается во грехе, но тот, кто обрел грех свой и возненавидел».

Грех разлучает человека с Богом и Его Церковью; в Таинстве Покаяния происходит прощение грехов и воссоединение человека с Церковью. Поэтому недостаточно ограничиться внутренним покаянием. Необходимо каяться в грехах Богу в присутствии священника. Ведь Господь дал власть прощения грехов не самому человеку при мысленной исповеди их перед Богом, а Церкви в лице Апостолов и их преемников, т.е. епископов и священников.

Участвовать в Таинстве Исповеди может только человек, принявший Крещение, сознательно верующий (принимающий основы православного вероучения и сознающий себя чадом Православной Церкви) и раскаивающийся в своих грехах.

Исповедуясь, следует избегать соблазна самооправдания, попыток объяснить «смягчающие обстоятельства», упоминаний имен третьих лиц и, тем более, перекладывания вины на близких.

Как пишет о. Александр Ельчанинов, «нечувствие, каменность, мертвость души — от запущенных и не исповеданных вовремя грехов. Как облегчается душа, когда немедленно, пока больно, исповедуешь совершенный грех. Отложенная исповедь может вызывать бесчувствие. Если человек, часто исповедуется и не имеет залежей грехов в душе, то он не может не быть здоров. Исповедь имеет большое значение в жизни человека, в связи с благодатной помощью Церкви. Поэтому не следует откладывать ее. Слабая вера и сомнения — не препятствие. Непременно исповедуйся, кайся в слабой вере и сомнениях, как в своей немощи и грехе... Так оно и есть: полная вера только у сильных духом и праведных; где нам, нечистым и малодушным, иметь их веру? Была бы она — мы были бы святы, сильны, божественны и не нуждались бы в той помощи Церкви, которую Она нам предлагает. Не уклоняйся и ты от этой помощи».

Следовательно, участие в Таинстве исповеди не должно быть редким — один раз за длинный период, как, может быть, думают те, кто ходит на исповедь один раз в год или немногим более.

Покаяние есть непрерывный труд по исцелению душевных язв и очищению каждого вновь появившегося греховного пятнышка. Только в этом случае христианин не будет утрачивать своего «царственного достоинства» и будет оставаться в числе «народа святого» (1 Пет. 2, 9).

При пренебрежении Таинством исповеди грех будет угнетать душу и вместе с тем, по оставлении ее Духом Святым, в ней будут открыты двери для вхождения темной силы и развития страстей и пристрастий. Также может наступить период неприязни, вражды, ссор и даже ненависти к окружающим, что отравит жизнь и согрешившему и ближним.

Готовясь к исповеди, необходимо осознать, что такое грех. По слову святых отцов, грех - это непросто какой-то неблаговидный или аморальный поступок, - это прежде всего нарушение воли Божией, заповеди Божией, законов духовной жизни, установленных Самим Творцом.

Мы должны осознавать, что подобно тому, как существуют законы материального мира (которые также были установлены Богом) и нарушающий их подвергает свою жизнь опасности или даже риску смерти, точно так же существуют и законы духовного мира и противящийся им, обрекает себя на множество несчастий и на саму возможность духовной или физической гибели. Никому из живущих на земле не приходит в голову, например, возмущаться тем, что существует закон тяготения и человек, спрыгнувший с большой высоты, разбивается на смерть. Также понимают практически все, что не стоит полагать голову в огонь или пытаться дышать под водою. Те, кто руководствуются законами материального мира, спокойно и здраво живут на земле, а пытающиеся преступить возможности своего естества, погибают.

В силу своего атеистического воспитания, либо под влиянием разного рода религиозных течений, современный человек живет так, как будто духовный мир, просто не существует. Не стараясь познать законы невидимого мира и жить в соответствии с ними, люди часто жестоко расплачиваются за это. Между тем, законы духовного мира, сотворенного Богом, изложены в Евангелии и непосредственно содержатся в десяти заповедях, данных еще Моисею на горе Синай:

 

Десять заповедей Божиих

 

1.    Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

2.    Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на пебеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, не послужиши им.

3.    Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4.    Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота — Господу Богу твоему.

5.    Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

6.    Не убий.

7.    Не прелюбы сотвори.

8.    Не укради.

9.    Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

(Кн. Исход, гл. 20, ст. 2, 4-5, 7, 8-10,12-17)

 

Все мы много грешим пред своим Творцом. Гордость, тщеславие, неприязнь, пустословие, насмешки, неуступчивость, раздражительность, гнев, … — постоянные спутники нашей жизни. Почти каждого из нас, на совести лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее нас достойными гневу Божию.

Необходимо помнить, что грех — это не факт в нашей биографии, который можно просто забыть. Грех — это «черная печать», которая до конца дней пребывает на совести и не смываемая ничем, кроме Таинства Покаяния. Грех несёт в себе растлевающую силу, способную вызывать за собой цепочку последующих, более тяжких прегрешений.

В святоотеческом наследии грехи уподобляются кирпичикам. «Чем больше нераскаянных грехов на совести у человека, тем толще стена между ним и Богом, составленная из этих кирпичей — грехов». Стена может стать настолько толстой, что животворящая благодать Божия перестает достигать человека, и тогда он испытывает на себе душевные и телесные последствия грехов. К душевным последствиям относятся отсутствие любви к отдельным людям или обществу в целом, повышенная раздражительность, гневливость и нервозность, страхи, приступы озлобления, депрессия, развитие в личности пагубных пристрастий, уныние, тоска и отчаяние, в крайних формах порой переходящее в тягу к самоубийству. Это вовсе не невроз. Так действует грех.

У приступающего к Таинству покаяния должна быть вера в прощение грехов. Те грехи, которые были исповеданы и разрешены ранее, на исповеди повторять не надо, так как они, по учению Церкви, уже прощены. Однако если эти грехи были совершены снова, то покаяние в них обязательно. Также надо исповедовать совершенные грехи, забывшиеся, но вспомненные теперь.

Перед причащением святых Тела и Крови Христовых положено исповедоваться в церкви, начиная с возраста, когда ребенку исполняется семь лет. В это время появляется осознание своих поступков и ответственность за них как перед Богом, так и перед людьми.

Непременно проанализируйте всю свою жизнь, начиная с семилетнего возраста. Возьмите ручку и бумагу и запишите все грехи, которые, когда-либо были сделаны вами! Не стесняйтесь и не жалейте себя, прочь самооправдание и скрытое самолюбие. Бог и так знает вас насквозь

В некоторых случаях, для более полного искоренения греховных привычек, въевшихся в сердце и душу человека, священник может назначить епитимью. Под епитимьей подразумевается подвиг, в котором исповеданный грех врачуется противоположной добродетелью, и который способствует изменению жизни.

По окончании Исповеди кающийся наклоняет голову, священник накрывает ее епитрахилью и читает разрешительную молитву. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо прощается Богом: «Как только вы сокрушились и раскаялись, прощение уже присуждается вам на Небе, а в момент исповедания сие небесное решение объявляется вам» (свт.Феофан Затворник).

После этого нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое Крест и Евангелие, обещая тем самым уповать на Христа Распятого и исполнять евангельские заповеди. После этого нужно взять благословение у священника.

.

 

Примеры покаяния из жизни святых

Размышление о своей жизни привело разбойника Давида к покаянию; он поступил в монастырь, превзошел со временем всех в подвигах и сподобился дара чудотворения.

Преподобный Давид прежде был разбойником. Много делал зла, многих убивал. Он был такой, говорит описательего жития, “как никто же другой был зол.” Однажды, отдыхая на горе со своими товарищами и размышляя о своей жизни, он пришел в ужас от своих дел, раскаялся и решился оставшиеся дни посвятить служению Богу. Бросив своих сообщников, он пришел в монастырь и просил привратника доложить о себе игумену, говоря, что он хочет быть монахом. Игумен не замедлил прийти к нему и, думая, что он по преклонным летам не выдержит монашеского подвига, отказался принять его в монастырь. Давид усерднее начал просить, игумен не принимал. Огорченный отказом, он, наконец, воскликнул: “Да знаешь ли ты, отче, кто я? Я – Давид, атаман разбойников. Если ты не примешь меня, клянусь тебе, что снова примусь за свои дела, приведу сюда своих товарищей, разорю монастырь и никого не оставлю из вас в живых.” Услышав это, игумен решился принять его и, постригая, дал ему ангельский образ. Что же затем? Затем, говорится в его житии, “начал Давид подвизаться воздержанием, удерживать себя смирением. И всех преуспел, иже в монастыре, семьдесят черноризец. И тех убо вся и всегда поучал и всем на

успех был. Единою же седящу ему в келии, ста пред ним Ангел, глаголя ему: “Давиде, Давиде, простил тебя Господь, будешь отныне чудеса творить.” И потом Давид много чудес Богом сотворил: слепые просвети, хромых ходить сотвори и бесноватые исцели.” Так-то велико, братие, и неизреченно милосердие Божие к кающимся грешникам! (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 22).

 

Инок, приносивший в течение года всесовершенное покаяние, готовый претерпеть на земле муки ради ослабления мук будущих, был помилован Христом и отошел к Богу с миром.

Брат безмолвствовал в одном монастыре, и молитва его постоянно состояла в следующем: “Господи! Нет во мне страха Твоего, пошли мне или тяжкий недуг, или напасть, чтобы таким образом пришла окаянная моя душа в страх Твой. Знаю, что грех мой сам по себе непростителен: много согрешил я пред Тобой, Владыко, согрешил много и тяжко. Но ради милости Твоей, по святой воле Твоей, прости мне грех мой. Если же и этого не может быть, то

помучь меня здесь, чтоб здешними муками была несколько ослаблена мука будущая. Начни казнить меня отселе,Владыко, казнить не в гневе Твоем, а в человеколюбии.” Брат провел целый год, молясь таким образом в сокрушении и смирении сердца, в строгом посте. Между тем постоянно ему сопутствовала мысль: какое значение имеют слова Господа: блаженны плачущие, ибо они утешатся (Матф. 5:4). Однажды, когда брат, объятый печалью по обычаю сидел на земле и плакал, напал на него тонкий сон. Явился ему Христос, воззрел на него милостиво и сказал тихим голосом: “Что с тобой? О чем ты плачешь?” Брат отвечал Господу: “Господи! Я пал.” Явившийся сказал на это: “Восстань.” Брат отвечал, сидя на земле: “Не могу встать, если Ты не прострешь руки Твоей и не восставишь меня.” Господь простер руку и воздвиг его. Явившийся опять сказал тихо: “Что ты плачешь, о чем скорбишь?” Брат отвечал: “Господи! Как мне не плакать и не скорбеть, когда я столько прогневал Тебя?” Тогда явившийся простер руку Свою, приложил ладонь к сердцу брата и, погладив его, сказал: “Не скорби! Бог поможет тебе. Я уже не буду карать тебя, потому что ты сам наказал себя. Ради тебя Я пролил Кровь Мою, пролью и человеколюбие Мое на всякую душу, приносящую покаяние.” Брат, придя в себя, ощутил свое сердце исполненным неизъяснимой радости и приял извещение, что Бог сотворил милость с ним. Прочее время своей жизни он провел в великом смирении,

славословя Бога, и отошел к Богу в настроении исповедания.

(Еп. Игнатий. Отечник. С. 436. № 19)